Российский рынок фруктов и овощей

Глава 2. Анализ системы перевозки рефрижераторных и скоропортящихся грузов на примере транспортной компании «УноТранс»

2.1 Российский рынок скоропортящихся продуктов

Российский рынок фруктов и овощей

По оценкам аналитиков годовой оборот только фруктового рынка России в 2010 году составил $6 млрд. Чуть более половины фруктов и овощей импортируются в Россию, остальные выращиваются на территории страны. Фрукты составляют около 6% расходов россиян на покупку продуктов питания, еще такую же долю составляют овощи. Отсутствие возможности увеличения собственного производства фруктов и овощей, на фоне всё возрастающего спроса, привело к стремительному росту импорта. Именно поэтому российский рынок овощей и фруктов зависит от множества факторов: цен на мировом рынке, погодных условий в крупнейших странах-поставщиках, ситуации на рынке международных транспортных перевозок, таможенных условий.

Фруктовый рынок России можно разделить на две части. Первый сектор рынка - это фрукты, обладающие явно сезонным характером предложения и спроса (черешня, вишня, клубника, малина и прочие ягоды, груши, яблоки и сливы отечественного производства, арбузы, дыни, абрикосы, персики, виноград). Второй сектор - это импортируемые фрукты, включая экзотические, предложение и спрос на которые постоянен, вне зависимости от времени года (яблоки, груши, бананы, апельсины, мандарины, грейпфруты, киви, виноград, ананасы, лимоны и др.). Ежегодный рост рынка за последние годы составил 19%. В результате, по сравнению с 2009 годом, рынок вырос вдвое, увеличившись с 1,7 млн. до 3,8 млн. тонн фруктов.

Такой существенный рост рынка фруктов связан с изменением покупательной способности населения, развитием культуры питания, на которую оказывает влияние мода в России на здоровый образ жизни. В то же время, уровень потребления фруктов в нашей стране, составляющий около 43 кг на человека в год в 2 - 2,5 раза ниже показателей развитых стран.

Сегодня в Россию импортируется чуть больше 50% фруктов. Остальные выращиваются на территории страны. Летом поставки фруктов и овощей из стран дальнего зарубежья сокращаются примерно вдвое. Активно продолжается только импорт цитрусовых и бананов (в ассортименте крупных отечественных импортеров они составляют половину объема – летом их поставки сокращаются всего на 10–20%, на 30–40% снижается импорт персиков и нектаринов). Даже несмотря на то, что летом доля фруктового импорта на 20% снижается, за год она все равно доходит до 90%. Несмотря на сезонные колебания, экспортеры считают российский фруктовый рынок стратегическим. И это вер­но не только в отношении экзотической продукции, сколько в торговле привычными овощами и фруктами.

По объемам поставок в Россию лидируют:  среди стран дальнего зарубежья – Польша, Турция, Китай, Греция, Эквадор, Марокко, Аргентина, Колумбия.

Объемы поставок по различным видам фруктов зависят, естественно, от спроса. Поэтому, первое место по объемам поставок в Россию занимают такие фрукты, как бананы (27%), апельсины (26%) и яблоки (20%). Немного уступают по объемам поставок мандарины, лимоны, груши и виноград, тем не менее, их популярность тоже высока. Доля экзотических фруктов составляет, по некоторым данным, 3% совокупной стоимости фруктового импорта.

Что касается рынка овощей, то в 2010 году валовой сбор картофеля и овощей был ниже уровня предыдущего года.

По предварительным данным Росстата, валовой сбор картофеля составил 35,9 млн. тонн, что на 2,2% меньше, чем в 2009 г., а овощей - 14,6 млн. тонн или на 1,3% меньше.  Несколько ниже, чем в предыдущем году, была урожайность картофеля и овощей. Посевные площади сократились под картофелем на  1,4%, под овощами - на 2,5%. тонн в 2009 году до 2,5 млн. тонн в 2010 году. Потребление свинины и говядины снизилось, соответственно, с 2,5 млн. до 2,3 млн. тонн и с 2,45 млн. до 2,4 млн. тонн.

Уменьшение валового сбора картофеля произошло из-за ухудшения производственных показателей в хозяйствах населения, доля которых в общем производстве картофеля составила 92%. Урожайность в них была ниже, чем в 2003 г. на 1,5%, а посевные площади сократились на 1,7%. В результате валовой сбор составил 33,0 млн. тонн, что на 1 млн. тонн меньше, чем в предшествующем году.

В крестьянских (фермерских) хозяйствах урожай картофеля увеличился на 22,4% по сравнению с 2003 г., в сельхозорганизациях - на 7,7%.

В 2007 году на 0,5% увеличились посевные площади под картофелем в сельхозорганизациях, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 9,9%.

Снижение валового сбора овощей было обусловлено сокращением посевных площадей (на 0,5%) и урожайности (на 0,7%) в хозяйствах населения, которые остаются основными производителями и овощей, и картофеля. В результате урожай овощей в них в прошедшем году относительно 2006 г. снизился на 1,1%.

Сельхозпредприятиями в 2007 г. было собрано 2,2 млн. тонн овощей против 2,5 млн. тонн в 2006 г., или 88,6%. В хозяйствах этой категории урожайность овощей повысилась лишь на 0,1%, а посевные площади сократились на 20,8%.

В то же время в крестьянских (фермерских) хозяйствах производство овощей увеличилось относительно 2006 г. на 43,4%, урожайность - на 13,1%, посевные площади - на 21,5 процента.

Рынок овощей в РФ нестабилен и демонстрирует ежегодную переменную динамику роста (как положительную, так и отрицательную). Количественные показатели овощного рынка 2010 года сопоставимы по объёму с показателями 2003 года. Такие колебания во многом связаны с уровнем внутреннего производства овощей и объёмом импорта.

Что касается потенциала потребления, как овощей, так и фруктов в России, то он много выше текущего потребления, и ещё, вероятно, не один год рынок будет показывать внушающие темпы роста, соответственно тенденция увеличения импорта сохранится.

  Print article

Навигация по статьям
Previous article Организация доставки скоропортящихся грузов Российский рынок скоропортящихся продуктов. Мясо и мясопродукты. Next article