Глава 3. Пути повышения эффективности перевозки рефрижераторных и скоропортящихся грузов
3.3 Экономическое обоснование выбора оптимальной цепи поставки
Расчет сравнительных затрат на доставку груш по схеме 1 представлен в табл. 3. При этом затраты на оплату услуг таможенного брокера, издержки по складскому хранению и доставке конечному потребителю в расчете не учитываются, т.к. они одинаковы по вариантам.
В данном случае более выгодно работать с поставщиком по второму варианту загрузки, т.к. в этом случае себестоимость доставки 1 коробки на склад в Москву будет несколько ниже, что обеспечит более высокую конкурентоспособность товара на рынке. При перевозке автотранспортом из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород более выгодной является транспортировка более тяжелого контейнера, поскольку ставки на перевозку контейнеров из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород в настоящее время не зависят от веса перевозимого груза.
Таблица 3
Расчет сравнительной величины текущих затрат при использовании разных вариантов загрузки товаров, у.е.
Показатель | Вариант 1 | Вариант2 |
Объем поставки | 1 контейнер | 1 контейнер |
Масса груза, т. | 22 | 24 |
Фрахт за перевозку Бостон – Санкт-Петербург и расходы на таможенное оформление, у.е. | 6300 | 6300 |
Оплата услуг таможенного брокера, у.е. | 700 | 700 |
Расходы на разгрузочные работы на складе, у.е. | 4 х 0,5 = 2 | 3 х 8 = 24 |
Всего текущих затрат на доставку груш, у.е./конт. | 6302 | 6324 |
Цена груш без учета транспортных расходов, у.е./кг | 0,25 | 0,2 |
Себестоимость груш на складе, у.е./кг | 0,25+(6302+700)/ 22000=0,57 | 0,2+(6324+700)/ 24000=0,49 |
С другой стороны, при постоянном поступлении непаллетизированного груза образуются дополнительные трудности, связанные с приемкой и ручной разгрузкой товара. Контейнеры нужно вернуть в порт точно в срок, поскольку каждый день задержки обойдется закупщику в 300—400 у.е. Дополнительно к этому, груз из контейнеров нужно выгрузить в течение 48 часов, в противном случае за простой тягача покупателю придется оплачивать 100 - 150 у.е. в день.
При данных обстоятельствах каждая компания вынуждена выбирать свой путь и рассчитывать на свои силы и возможности. Компания «Унотранс» предпочитает работать с большими партиями товара по первому варианту и небольшими поставками - по второму. В последующих схемах рассматривается только паллетизированный груз.
Схема 2.
Груз отправляется морским транспортом в рефрижераторных контейнерах из порта США (Бостон) на условиях «DDU Новороссийск» в порт Новороссийска. Фрахтовая ставка и затраты на таможенное оформление - 5700 у.е. Далее производится перегрузка контейнера с фруктами в автомобиль и доставка автотранспортом в Нижний Новгород (2600 у.е.). В данной схеме текущие затраты на доставку груш: 5700 + 2600 = 8300 у.е./конт.
Схема 3.
Груз отправляется морским транспортом в рефрижераторных контейнерах из порта США (Бостон) на условиях «DDU Владивосток» в порт Владивосток. Фрахтовая ставка и затраты на таможенное оформление - (фрахт и таможенное оформление - 1600 у.е.). Далее есть два варианта следования товара:
а) по железной дороге до Нижнего Новгорода. Товар будет в пути 14 суток, фрахтовая ставка - 7600 у.е., затраты на погрузку в рефрижераторный вагон во Владивостоке и выгрузку его из вагона в автомобиль в Нижнем Новгороде включены в фрахтовую ставку. Суммарные затраты на доставку: 1600 + 7600 = 9200 у.е./конт.
б) автомобильным транспортом с рефрижераторной установкой в течение 8-9 суток. Фрахтовая ставка за перевозку по территории России - 14000 у.е. Расстояние перевозки - 9000 км. Суммарные затраты на доставку: 1600 + 14000 = 15600 у.е./конт. Преимущество этого способа доставки - большая скорость доставки.
Рассмотрены 3 наиболее перспективные схемы доставки груш из США в Нижний Новгород. Возможна разработка и других схем, например, поставка груш из США в Голландию морем и далее автомобильным транспортом. Эта схема не рассматривается, т.к. затраты намного выше.
После проведения расчетов по 3 схемам доставки следует вывод, что экономически выгодными для компании являются схемы 1 и 2 (табл. 4), но по надежности соблюдения графика доставки эти схемы уступают схемам 3 и 4. По времени доставки лучшей является схема 3. Однако, при поставках с определенной периодичностью, временной фактор не имеет решающего значения.
Таблица 4. Сравнительные результаты по схемам доставки миндаля из США в Нижний Новгород
Показатель | Схема 1 | Схема 2 | Схема 3 | |
а) | б) | |||
Расходы на доставку | 6302 | 6324 | 9200 | 15600 |
Ожидаемое время доставки товара | 45 | 33 | 18 | 12 |
Уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций | средний | средний | низкий | высокий |
Уровень риска порчи товара | низкий | низкий | низкий | низкий |
Балльная оценка надежности соблюдения графика доставки (согласно таблицы 1) | 6 | 6 | 5 | 2 |
Выбор рациональной схемы доставки фруктов из США в Нижний Новгород основывался на частных показателях эффективности для отдельных участников процесса доставки. В этом случае оценка проводилась без учета перспективного увеличения парка и совершенствования транспортных средств, а также развития складских мощностей. При рассмотрении не разовой доставки, а поступления скоропортящихся грузов на регулярной основе следует воспользоваться обобщающими показателями эффективности доставки.
Разработана наиболее эффективная схема доставки груш из США в Нижний Новгород.
В расчетах величины ущерба при реализации риска следует учитывать, что потери при транспортировке и хранении материально-производственных запасов неизбежны. Наиболее серьезное влияние на компании-перевозчики и грузополучателей оказывают потери, возникающие вследствие естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров, так называемая естественная убыль.
Нормы естественной убыли, т.е. порчи товара, установлены торговыми организациями для различных групп продовольственных товаров. В соответствии с этими нормами по основным категориям свежих овощей и фруктов допустимый брак (в %) составляет:
Таблица 5.
Нормы естественной убыли
Наименование плодоовощной продукции | Норма убыли |
ананас | 3,0 |
апельсины | 0,6 |
баклажаны | 4,0 |
бананы | 0,8 |
виноград | 3,5 |
гранат | 3,5 |
грейпфрут | 1,8 |
грибы | 1,2 |
груши | 2,1 |
зелень свежая | 1,0 |
капуста | 1,8 |
картофель | 0,7 |
киви | 1,2 |
лимоны | 1,5 |
лук репчатый | 0,5 |
мандарины | 2,1 |
миниола | 1,5 |
морковь | 4,0 |
огурцы | 3,3 |
перец болгарский | 3,1 |
Международными правилами также предусмотрены нормы допуска на порчу при перевозке свежих фруктов и овощей.
Навигация по статьям | |
Импорт рефрижераторных грузов через порты Балтики и Северо-западного региона |