Экономическое обоснование выбора оптимальной цепи поставки

Глава 3. Пути повышения эффективности перевозки рефрижераторных и скоропортящихся грузов

3.3 Экономическое обоснование выбора оптимальной цепи поставки

Расчет сравнительных затрат на доставку груш по схеме 1 представлен в табл. 3. При этом затраты на оплату услуг таможенного брокера, издержки по складскому хранению и доставке конечному потребителю в расчете не учитываются, т.к. они одинаковы по вариантам.

В данном случае более выгодно работать с поставщиком по второму варианту загрузки, т.к. в этом случае себестоимость доставки 1 коробки на склад в Мо­скву будет несколько ниже, что обеспечит более высокую конкурентоспособность товара на рынке. При перевозке автотранспортом из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород более выгодной является транспортировка более тяжелого контейнера, поскольку ставки на перевозку контейнеров из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород в настоящее время не зависят от веса перевозимого груза.

Таблица 3
Расчет сравнительной величины текущих затрат при использовании разных вариантов загрузки товаров, у.е.


Показатель

Вариант 1

Вариант2

Объем поставки

1 контейнер

1 контейнер

Масса груза, т.

22

24

Фрахт за перевозку Бостон – Санкт-Петербург и расходы на таможенное оформление, у.е.

6300

6300

Оплата услуг таможенного брокера, у.е.

700

700

Расходы на разгрузочные работы на складе, у.е.

4 х 0,5 = 2

3 х 8 = 24

Всего текущих затрат на доставку груш, у.е./конт.

6302

6324

Цена груш без учета транспортных расходов, у.е./кг

0,25

0,2

Себестоимость груш на складе, у.е./кг

0,25+(6302+700)/ 22000=0,57

0,2+(6324+700)/ 24000=0,49

С другой стороны, при постоянном поступлении непаллетизированного груза образуются дополнительные трудности, связанные с приемкой и ручной разгрузкой товара. Контейнеры нужно вернуть в порт точно в срок, поскольку каждый день задержки обойдется закупщику в 300—400 у.е. Дополнительно к этому, груз из контейнеров нужно выгрузить в течение 48 часов, в противном случае за простой тягача покупателю придется оплачивать 100 - 150 у.е. в день.

При данных обстоятельствах каждая компания вынуждена выбирать свой путь и рассчитывать на свои силы и возможности. Компания «Унотранс» предпочитает работать с большими партиями товара по первому варианту и небольшими поставками - по второму. В последующих схемах рассматривается только паллетизированный груз.

Схема 2.

Груз отправляется морским транспортом в рефрижераторных контейнерах из порта США (Бостон) на условиях «DDU Новороссийск» в порт Новороссийска. Фрахтовая ставка и затраты на таможенное оформление - 5700 у.е. Да­лее производится перегрузка контейнера с фруктами в автомобиль и доставка автотранспортом в Нижний Новгород (2600 у.е.). В данной схеме текущие затраты на доставку груш: 5700 + 2600 = 8300 у.е./конт.

Схема 3.

Груз отправляется морским транспортом в рефрижераторных контейнерах из порта США (Бостон) на условиях «DDU Владивосток» в порт Владивосток. Фрахтовая ставка и затраты на таможенное оформление - (фрахт и таможенное оформление - 1600 у.е.). Далее есть два варианта следования товара:

а) по железной дороге до Нижнего Новгорода. Товар будет в пути 14 суток, фрахтовая ставка - 7600 у.е., затраты на погрузку в рефрижераторный вагон во Владивостоке и выгрузку его из вагона в автомобиль в Нижнем Новгороде включены в фрахтовую ставку. Суммарные затраты на доставку: 1600 + 7600 = 9200 у.е./конт.

б) автомобильным транспортом с рефрижераторной установкой в течение 8-9 суток. Фрахтовая ставка за перевозку по территории России - 14000 у.е. Расстояние перевозки - 9000 км. Суммарные затраты на доставку: 1600 + 14000 = 15600 у.е./конт. Преимущество этого способа доставки - большая скорость доставки.

Рассмотрены 3 наиболее перспективные схемы доставки груш из США в Нижний Новгород. Возможна разработка и других схем, например, поставка груш из США в Голландию морем и далее автомобильным транспортом. Эта схема не рассматривается, т.к. затраты намного выше.

После проведения расчетов по 3 схемам доставки следует вывод, что экономически выгодными для компании являются схемы 1 и 2 (табл. 4), но по надежности соблюдения графика доставки эти схемы уступают схемам 3 и 4. По времени доставки лучшей является схема 3. Однако, при поставках с определенной периодичностью, временной фактор не имеет решающего значения.

Таблица 4. Сравнительные результаты по схемам доставки миндаля из США в Нижний Новгород


Показатель

Схема 1

Схема 2

Схема 3

а)

б)

Расходы на доставку

6302

6324

9200

15600

Ожидаемое время доставки товара

45

33

18

12

Уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций

средний

средний

низкий

высокий

Уровень риска порчи товара

низкий

низкий

низкий

низкий

Балльная оценка надежности соблюдения графика доставки (согласно таблицы 1)

6

6

5

2

Выбор рациональной схемы доставки фруктов из США в Нижний Новгород основывался на частных показателях эффективности для отдельных участников процесса доставки. В этом случае оценка проводилась без учета перспективного увеличения парка и совершенствования транспортных средств, а также развития складских мощностей. При рассмотрении не разовой доставки, а поступления скоропортящихся грузов на регулярной основе следует воспользоваться обобщающими показателями эффективности доставки.

Разработана наиболее эффективная схема доставки груш из США в Нижний Новгород.

В расчетах величины ущерба при реализации риска следует учитывать, что потери при транспортировке и хранении материально-производственных запасов неизбежны. Наиболее серьезное влияние на компании-перевозчики и грузополучателей оказывают потери, возникающие вследствие естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров, так называемая естественная убыль.

Нормы естественной убыли, т.е. порчи товара, установлены торговыми организациями для различных групп продовольственных товаров. В соответствии с этими нормами по основным категориям свежих овощей и фруктов допустимый брак (в %) составляет:

Таблица 5.
Нормы естественной убыли

Наименование плодоовощной продукции

Норма убыли

ананас

3,0

апельсины

0,6

баклажаны

4,0

бананы

0,8

виноград

3,5

гранат

3,5

грейпфрут

1,8

грибы

1,2

груши

2,1

зелень свежая

1,0

капуста

1,8

картофель

0,7

киви

1,2

лимоны

1,5

лук репчатый

0,5

мандарины

2,1

миниола

1,5

морковь

4,0

огурцы

3,3

перец болгарский

3,1

 

Международными правилами также предусмотрены нормы допуска на порчу при перевозке свежих фруктов и овощей.

  Print article

Навигация по статьям
Previous article Импорт рефрижераторных грузов через порты Балтики и Северо-западного региона