Доля внутреннего водного транспорта в общем грузообороте страны составляет менее 1,5%

30.01.2022
Перевозки речным транспортом

Несмотря на принятую стратегию развития ВВТ повышение конкурентоспособности этого вида транспорта обеспечить не удалось.

Счетная палата РФ сообщила, что задачи I этапа Стратегии развития внутреннего водного транспорта к 2020 году не выполнены. Реализация государственной программы не создала условия перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на водный.

Общая протяженность судоходной сети внутренних водных путей составляет около 102 тысяч километров, она находится на территории 60 субъектов РФ, в которых 130 речных портов, однако доля ВВТ в общем грузообороте страны составляет менее 1,5%. Аудиторы Счетной палаты называют одной из причин ухудшение состояния инфрастуктуры судоходных путей – глубины, навигационная и путевая обстановка, устаревшие гидротехнические сооружения. Это относится и к Единой глубоководной системе (ЕГС) европейской части России, соединяющей Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря.

Lock

Нельзя забывать и про высокий износ речного флота. По водным артериям до сих ходят суда и баржи, построенные полвека назад. И, наконец, наземные виды транспорта показывают более динамичное развитие.

В рамках I этапа Стратегии развития внутреннего водного транспорта планировалось построить два гидроузла - Нижегородский на Волге и Багаевский на Дону. Однако эти проекты не были реализованы, указали в Счетной палате.

Проект Нижегородского гидроузла не прошел государственную экспертизу и госконтракт на его строительство был расторгнут. На проектирование гидроузла из федерального бюджета было выделено 1,2 млрд. рублей, из которых 375 млн. рублей были возвращены в федеральный бюджет, а 825 млн. рублей израсходованы без достижения результата.

По Багаевскому гидроузлу на Дону срок реализации проекта перенесен до 2024 года, а его финансирование выросло почти на 8 млрд. рублей.

Реализация вышеуказанных проектов позволила бы обеспечить достижение унифицированной глубины на ЕГС, составляющей 4 метра.

Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года была утверждена правительством в 2016 году. Реализация стратегии разбита на два этапа: первый рассчитан до 2020 года, второй - до 2030 года.

Ship1

Тем временем грузооборот ВВТ продолжал падать. Объем речных грузоперевозок, в том числе смешанного река-море транзита, сократился с 118,6 млн. тонн в 2017 году до 109 млн. тонн в 2020 году. Максимальный объем речных перевозок в России был достигнут в конце 80-х годов XX века, в 1989 году он составлял более 580 млн. тонн. С тех пор позиция внутреннего водного транспорта в транспортной системе России существенно ослабла.

Самое большое снижение объемов за 30 лет зафиксировано у следующих видов грузов:

  • строительные грузы - более чем в 5 раз;
  • песок - в 8 раз;
  • нефтепродукты наливом - в 2 раза;
  • лес в плотах - в 10 раз;
  • каменный уголь - в 6 раз;
  • химические и минеральные удобрения - в 3 раза.

Согласно Стратегии развития внутреннего водного транспорта ежегодный объем перевозок  к 2024 году должен достичь 290 млн. тонн, а к 2030 году - 340 млн. тонн. Судя по всему – миссия невыполнима.


Новостная лента
05.11.2024 - На Городецком гидроузле ведутся основные строительно-монтажные работы по модернизации шлюзов №15 и №16
05.12.2023 - В Финском заливе стартовал сезон ледокольных проводок
28.06.2023 - Сюрвейерская компания «Онком» провела очередную инспекцию погрузки и крепления палубного груза
13.05.2023 - Грузооборот морских портов России за январь-апрель 2023 года увеличился на 11,6 %
27.04.2023 - Шестая баржа сошла со стапелей Череповецкого судостроительного завода
27.04.2023 - В промпорту Череповецкого металлургического комбината началась навигация 2023 года
01.04.2023 - Арбитражный суд защитил интересы вологодского экспортера круглого леса
03.03.2023 - Под санкции США попала российская судоходная компания Pola
15.02.2023 - Грузооборот морских портов России за январь 2023 года составил 75 миллионов тонн
20.01.2023 - РЖД: Погрузка контейнеров в полувагоны - это эффективное и долгосрочное решение для перевозок
20.01.2023 - Обзор рынка контейнерных перевозок в морских портах европейской части России
07.01.2023 - Росатом построит еще 6 ледоколов
25.11.2022 - С августа 2022 года Украина экспортировала через «зерновой коридор» 11 миллионов тонн сельхозпродукции
26.08.2022 - Импорт товаров в Россию после весеннего обвала начал восстанавливаться
27.05.2022 - Май 2022. Обзор цен на удобрения