Несмотря на принятую стратегию развития ВВТ повышение конкурентоспособности этого вида транспорта обеспечить не удалось.
Счетная палата РФ сообщила, что задачи I этапа Стратегии развития внутреннего водного транспорта к 2020 году не выполнены. Реализация государственной программы не создала условия перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на водный.
Общая протяженность судоходной сети внутренних водных путей составляет около 102 тысяч километров, она находится на территории 60 субъектов РФ, в которых 130 речных портов, однако доля ВВТ в общем грузообороте страны составляет менее 1,5%. Аудиторы Счетной палаты называют одной из причин ухудшение состояния инфрастуктуры судоходных путей – глубины, навигационная и путевая обстановка, устаревшие гидротехнические сооружения. Это относится и к Единой глубоководной системе (ЕГС) европейской части России, соединяющей Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря.
Нельзя забывать и про высокий износ речного флота. По водным артериям до сих ходят суда и баржи, построенные полвека назад. И, наконец, наземные виды транспорта показывают более динамичное развитие.
В рамках I этапа Стратегии развития внутреннего водного транспорта планировалось построить два гидроузла - Нижегородский на Волге и Багаевский на Дону. Однако эти проекты не были реализованы, указали в Счетной палате.
Проект Нижегородского гидроузла не прошел государственную экспертизу и госконтракт на его строительство был расторгнут. На проектирование гидроузла из федерального бюджета было выделено 1,2 млрд. рублей, из которых 375 млн. рублей были возвращены в федеральный бюджет, а 825 млн. рублей израсходованы без достижения результата.
По Багаевскому гидроузлу на Дону срок реализации проекта перенесен до 2024 года, а его финансирование выросло почти на 8 млрд. рублей.
Реализация вышеуказанных проектов позволила бы обеспечить достижение унифицированной глубины на ЕГС, составляющей 4 метра.
Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года была утверждена правительством в 2016 году. Реализация стратегии разбита на два этапа: первый рассчитан до 2020 года, второй - до 2030 года.
Тем временем грузооборот ВВТ продолжал падать. Объем речных грузоперевозок, в том числе смешанного река-море транзита, сократился с 118,6 млн. тонн в 2017 году до 109 млн. тонн в 2020 году. Максимальный объем речных перевозок в России был достигнут в конце 80-х годов XX века, в 1989 году он составлял более 580 млн. тонн. С тех пор позиция внутреннего водного транспорта в транспортной системе России существенно ослабла.
Самое большое снижение объемов за 30 лет зафиксировано у следующих видов грузов:
Согласно Стратегии развития внутреннего водного транспорта ежегодный объем перевозок к 2024 году должен достичь 290 млн. тонн, а к 2030 году - 340 млн. тонн. Судя по всему – миссия невыполнима.